Ребенок боится других детей – что делать и как вырастить коммуникабельного человека. Как сделать так, чтобы ребенок меньше боялся? Ребенок 9 лет всего боится что делать

Ребенок боится других детей – что делать и как вырастить коммуникабельного человека. Как сделать так, чтобы ребенок меньше боялся? Ребенок 9 лет всего боится что делать

Первые самостоятельные шаги малыша – это очень волнительный момент в жизни семьи.

Казалось бы, совсем недавно он учился подниматься и стоять возле опоры, потом стал осторожно ходить вдоль стены или бортиков любимой кровати. И вот сейчас он пошел. Сам!

Однако после первых самостоятельных «вылазок» малыш по какой-то причине опять начинает искать опору, а то и вовсе возобновляет ползание на четвереньках. Многие родители удивляются, почему ребенок боится ходить самостоятельно?

Почему дети могут отказаться от самостоятельной ходьбы?

Все люди разные, поэтому причины, по которым ребенок боится ходить самостоятельно, могут иметь различное происхождение. Рассмотрим вместе самые известные:

  • Малыш «вырос» в ходунках. Часто случается, что их используют слишком часто, ведь со стороны так весело наблюдать, как чадо носится по всему дому в этих удобных приспособлениях. Однако это имеет и обратную сторону: привыкший «бегать», ребенок не может контролировать свою скорость без них, он просто не представляет, как это – бегать без ходунков. Актуально: Когда можно сажать ребенка в ходунки >>>
  • Страх падения. Возможно, малыш имел печальный опыт в первые самостоятельные попытки пойти: упал, а может быть и сильно ударился. Наверное, таких неудачных экспериментов было несколько, и он выбрал более безопасный способ передвижения.
  • Хитрый ребенок. Такие дети тоже часто встречаются: хождение по ограниченному пространству может быстро наскучить, да и утомительно это, быстро устаешь. Поэтому такие дети выбирают менее энергозатратный вариант – например, ползание .
  • Беспричинный отказ от ходьбы. Такие случаи тоже имеют место быть. Иногда сын или дочь просто отказывается пойти самостоятельно, без видимой на то причины. В этом случае можно посоветовать понаблюдать за ним, чтобы понять, чем вызван этот протест, почему ребенок боится ходить самостоятельно и что с этим делать.

Как должны поступать родители, когда малыш отказывается пойти сам

Часто родители начинают бить тревогу: ребенку год, а он боится ходить самостоятельно, как ему помочь?

  1. Правило номер один – не принуждать его к самостоятельности в ходьбе против воли. Дети, которые боятся ходить сами из-за того, что могут упасть, сильно нуждаются в поддержке родителей. Вдохновить малыша на новые попытки ходить, незаметно для него подстраховать – и вот он уже не так сильно боится ходить сам, без вашей поддержки.
  2. Если всему виной лень и хитрость маленького сорванца, то с ними необходимо бороться, например, с помощью совместных игр. Надо убирать любимые игрушки повыше и подальше от хозяина, чтобы у него был стимул ходить и как можно быстрее ее достать. Хотите, чтобы малыш пошел самостоятельно? Уберите подальше ходунки, ваш кроха способен вполне без них обходиться. Как только они исчезнут, он захочет возобновить свои ежедневные «похождения», только на этот раз без посторонней помощи.
  3. Если причина протеста неясна, то родителям просто нужно выждать какое-то время. Малыш лучше чувствует, когда его организм готов к новому этапу развития. Возможно, что в данный период он физически еще не готов ходить.

Если придерживаться этих простых правил, станет понятно, как ребенка научить ходить самостоятельно, не боясь отпустить мамину руку.

Как родители могут помочь ребенку пойти самостоятельно

Родители – это самые важные в жизни малыша люди, поэтому их помощь и поддержка – неоценимый вклад в освоении новых навыков. Теперь, когда известны основные причины того, почему ребенок боится ходить самостоятельно, можно найти несколько решений этой проблемы:

  • Эмоциональный фон крохи наполовину зависит от того, что чувствуют его родители. Если мама боится, что он будет ходить, упадет и ударится, вероятнее всего, что страх неудачи передастся и малышу. Если мама не переживает, а подбадривает при каждом новом шаге, то и он чувствует себя спокойно и уверенно, ходит спокойно.
  • Если ребенок боится ходить самостоятельно без руки папы или мамы, не надо его ругать или стыдить. Это порождает новый стресс и новый отказ от самостоятельного хождения. Похвалить, пожалеть, приласкать – и вот он уже сам хочет сделать ответные шаги в сторону родителей.
  • Физическое развитие – важный момент в решении обозначенной проблемы. Если с малышом постоянно занимаются, делают массаж, утреннюю зарядку, приветствуют водные процедуры, то и организм развивается и укрепляется быстрее. Если кроха постоянно физически активен, то и страх первых шагов ему не грозит.
  • Исследование дома – лучшая активность. Это не значит, что чадо может бить посуду на кухне или копаться в стиральном порошке в ванной. Это означает то, что малыш не должен быть «засунут» в ходунки или посажен в манеж. Конечно, эти приспособления иногда очень выручают молодую маму, но злоупотреблять ими не стоит. Ребенок, привыкший к «ограниченному» пространству манежа или седлу ходунков, не может привыкнуть к большим расстояниям и вне своих привычных «рамок» ему становится очень страшно.
  • Если ваш ребенок, которому 1 год, боится ходить самостоятельно, «заразите» его своим примером – покажите дома и на прогулке, как это весело – ходить и бегать.

У каждого ребенка свой срок, когда он сможет легко и уверенно сделать первые шаги. Дождитесь этого времени, не торопите и не сравнивайте малыша с другими.

Родителям это может показаться удивительным, но детям необходимо бояться, чтобы развиваться. Часть страхов (так называемых возрастных) относится к нормальным психическим явлениям, другая (тревожность и испуг) требует наблюдения и легкой коррекции.

Бить тревогу следует, когда есть отклонения от возрастных норм или формируются устойчивые фобии. Именно с ними чаще всего невозможно справиться без помощи специалиста. А вот если ребенок всего боится в 3 года, скорее всего, ему не хватает жизненного опыта и эффективной поддержки со стороны взрослых. Если такая проблема возникает лишь к 6–7 годам, нужно обратить внимание на общее психологическое состояние дошкольника и стиль семейного воспитания.

Из этой статьи вы узнаете

Диагностика страхов

К сожалению, нет универсальной инструкции, как избавить ребенка от страхов. Каждый малыш слишком уникален для этого. С одной стороны, детские боязни являются движущей силой психологического и социального развития, с другой – они могут это развитие затормозить, если сила страха превышает возможности нервной системы малыша.

Существуют специализированные опросники для детей, предназначенные для выявления боязней, начиная со старшего дошкольного возраста. У деток помладше самым надежным остается метод беседы. Основной родительский инструмент в борьбе со всем страшным и опасным – здравый смысл. Внимательное наблюдение и доверительные диалоги с ребенком творят чудеса в деле коррекции поведения.

Инструменты психологов

Существует тест «Красный дом. Черный дом» (модифицированный метод А.И. Захарова). Одновременная диагностика и проработка проблемы происходит через рисунки и образы. Ребенку предлагается расселить (записать) опасности в нарисованные домики: страшные – в черный дом, нестрашные – в красный.

В конце занятия черный дом нужно запереть (ребенок сам рисует навесной замок), а ключик выбросить или потерять. Обитатели черного дома – актуальные страхи. Будучи ритуально запертыми на надежный замок, они немного отступают.

Домашняя модификация теста. Чтобы сделать это занятие более увлекательным и доступным для деток, не умеющих писать (от 3 лет), страхи можно изобразить в виде символов. Если все детали выполнить на самоклеящейся бумаге, это вдвое сократит время занятия (для трехлеток – не более получаса). Опасности возьмите из «Страшного списка» ниже по тексту.

Не сравнивайте с другими

Отталкивайтесь не от соседских мальчишек или утверждений психологов, а от личности собственного ребенка. Так, если именно ваш пугливый в 4 года, обратите внимание, насколько сформирована у него самооценка, бытовые и коммуникативные навыки, жизненный опыт.

Причиной появления страхов порой становится индивидуальный дисбаланс между психическим и физиологическим развитием, когда рослый и внешне развитый дошкольник оказывается не приспособленным к жизни.

Говорите с детьми

Довольно часто одна боязнь цепляется за другую, и только путем диалога можно выяснить почему. Например, кроха начал бояться ходить в лес или весь сжимается, встречая определенного человека.

Попробуйте аккуратно расспросить о страхах. В диалоге не стоит прямо интересоваться «Чего ты боишься?», с детьми преддошкольного и дошкольного возраста лучше действовать издалека. Рассмотрим примеры.

Проблема Цель Неудачные фразы Хорошие фразы
Ребенок боится ходить в лес Выяснить предмет страха. – Ты боишься леса? – Мы собираемся погулять в лесу, ты хочешь пойти?
– Нет, там живет страшный серый волк!
Выяснить причину страха. – Почему ты боишься волка?
Есть риск, что детское сознание не заметит ни вопросительной интонации, ни вопроса «почему» и воспримет фразу как установку.
– А чего такого страшного натворил волк?
– Он ест маленьких пушистых кроликов и охотится на детей!
Утилизировать страх, сделать его незначимой деталью. – Перестань! Волк совсем не страшный! – А ты знаешь, что волки бывают разные? Одни живут на севере, другие – на юге. В нашем лесу волки совсем не водятся!
– А кролики есть?
– К сожалению, кроликов тоже нет, и медведей нет, и даже лис нет. Зато есть отличное озеро с пляжем и мороженым!
– А там можно купаться?

В ходе разговора малыш может указать на «острые зубы и когти», что символизирует страх боли. Темный лес олицетворяет одиночество и разлуку с семьей. Старайтесь заранее продумать разные варианты развития диалога. Дети порой задают очень неожиданные вопросы, к которым вы должны быть готовы. Учитывайте возрастные особенности проявления страхов, чтобы переключать внимание малыша на нестрашные вещи.

У страха глаза велики. Обсудите эту пословицу со своим чадом. Пусть он на собственном примере проработает собственные реакции, заодно и расскажет о сопутствующих страхам фантазиях.

Возрастные страшилки

Страхи у детей дошкольного возраста сменяют друг друга или накапливаются, и это страшит уже не самих детей, а их родителей. От 3 до 7 лет дети переживают пиковый момент в становлении воли, морали, совести и многих других важных личностных качеств.

К началу этого периода исчезают ситуативные страхи (кабинет стоматолога, процедурная с уколами, лаборатория по забору крови). Но символы этих ситуаций могут перейти в трехлетний возраст. Например, дети начинают бояться боли или крови, а также различных шумов.

Чем старше становится малыш, тем более его опасения связаны с обществом и общепринятыми нормами. Фокус постепенно смещается с детского «я» и собственных ощущений во внешний мир:

  • В 3–5 лет во снах оживают сказочные персонажи. Особенно страшат детей образы анти-родителей – Баба-яга и Кощей. Любовь – одно из важнейших чувств, в котором у малыша в этот период не должно быть недостатка. Если любви мамы и папы не хватает, появляется боязливость и тревога.
  • Возрастной период 5–7 лет наиболее урожайный на страх собственной смерти. Днем ребенка волнуют как сама смерть, так и близкие события: болезни, операции. Ночью на малыша нападают чудовища и людоеды, проглатывают акулы или кусают ядовитые змеи.
  • После 7 лет Баба-яга превращается в ведьму, а Кощей приобретает облик скелета. Если школьник посвящен в религиозные мотивы, начинают действовать они: дьявол, черти, смерть с косой и т.д. Ночные кошмары все еще могут преследовать дошколенка, как и страх смерти. Но теперь малыш опасается не за собственную жизнь, а за жизнь мамы и папы. Поступление в школу заставляет детей бояться новых неприятностей: опозданий и наказаний за нарушение общих правил.

Чего боятся дети

Попробуйте поговорить со своим ребенком и выяснить, сколько настоящих опасностей тревожит его. Подготовьте карточки с названиями страхов. Придумайте любой способ распределить их на две категории: «да» и «нет». Для тех, что вызывают у ребенка тревогу, заранее придумайте «казнь».

Например, предложите прикреплять карточки к деревянным палочкам, часть из которых потом может стать основой костра. Другой вариант – сделать из бумажных карточек какую-то добрую поделку, тем самым сменив знак эмоций с минуса на плюс.

«Страшный список»

Ученые постоянно подсчитывают, чего чаще боятся дети. В списке около 30 пунктов. Для подсчета используются специальные бланки, опросники и диагностические игры. И, хотя, не так уж важно, сколько карточек получится в итоге, всё же не пренебрегайте даже теми, которые наверняка не относятся к вашему малышу. Возможно, в ходе диалога удастся выяснить интересные подробности. Итак, на карточках должны быть страхи:

Архаичные:

  • огонь, вода, ветер и другие стихии;
  • животные (не сказочные: собака, насекомое, паук);

Пространственные:

  • открытое пространство;
  • тесные комнаты;
  • глубина или высота;
  • самолет, поезд, автобус, канатная дорога и другие виды транспорта.

Социальные:

  • врачи;
  • болезни;
  • уколы и процедуры;
  • пожар;
  • нападение преступника;
  • война.

Витальные:

  • кровь;
  • боль или неприятные ощущения;
  • неожиданный громкий звук;
  • смерть собственная или родительская.

Школьные:

  • опоздание в детский сад или школу;
  • наказание за нарушение правил.

Магические:

  • страх оставаться в одиночестве;
  • определенные люди;
  • сказочные персонажи;
  • момент засыпания (потеря контроля);
  • страшные сны.

Если свести воедино всю информацию о том, что страшит малышей, то выходит такая занятная статистика :

  • 3 года: у мальчиков больше страхов (9), чем у девочек (7), а в 4 года все с точностью до наоборот;
  • от 5 до 7 лет девочки лидируют (12) по отношению к мальчишкам-дошкольникам – 8-9);
  • у семилеток количество страхов снижается: мальчики – 6, девочки – 9.

Конечно, это всего лишь усредненные цифры. Но, как мы видим, дети могут бояться многого. И в большинстве случаев страхи являются нормой. Но у тревожных деток могут возникать состояния, в которых они боятся всего подряд. И работать с такими детьми лучше психологу без присутствия родителей. Так результаты диагностики и коррекции будут более точными, а побороть проблему удастся быстрее.

Вот, что думает о детских страхах и методах борьбы с ними детский психолог Марина Романенко:

Тревожные дети

Тревога имеет свойство нарастать от нормального уровня, свойственного возрастному этапу, до серьезных невротических расстройств. Борьба со страхом у высокотревожного ребенка может потребовать вмешательства профессионала!

Определить, насколько чадо нуждается в помощи, поможет специальный родительский тест, разработанный психологом А.И. Захаровым. Будьте максимально честны с собой. Не обдумывайте ответы слишком долго и старайтесь не делать исправлений.

Признаки тревожности у ребенка + (признак ярко выражен) 0 (происходит периодически) – (никогда не сталкивались)
Принимает все слишком близко к сердцу, часто расстраивается, очень много переживает обо всем на свете.
Плачет по любому поводу навзрыд, а также часто ноет, ворчит, долго успокаивается.
Пугающе часто раздражается по пустяковым поводам, капризничает. Не может терпеть или ждать.
Обижается, не переносит замечаний, сразу дуется.
Неустойчив в настроении, может даже одновременно смеяться и плакать.
Грустит без видимого повода, не говорит о причинах.
Сосет палец, соску, постоянно вертит какой-нибудь предмет в руках.
Без света очень трудно засыпает. Долго ворочается, сон беспокойный. Утром трудно приходит в себя.
Возбудим, когда необходимо спокойствие, и впадает в ступор, когда нужно выполнять задание.
В неизвестных ситуациях, в присутствии новых людей, в новых местах выражает излишнее беспокойство.
Нерешителен, не уверен в себе, в своих поступках. Этот признак нарастает.
Быстро устает, часто отвлекается, трудно концентрируется, и эти признаки усиливаются со временем.
Общий язык с ребенком найти все труднее, он часто уходит от диалога. Меняет решения.
Чаще стал жаловаться на головные боли и дискомфорт в животе. Краснеет, бледнеет, испытывает зуд, потеет.
Показывает плохой аппетит, который все больше снижается. Болеет подолгу, температура может повыситься без причины. Часто пропускает школу или детский сад.

Плюсики весят 2 балла, нолики – 1. Чтобы оценить результаты, подсчитайте баллы. Нормальным показателем уровня тревоги с учетом возрастных особенностей считается сумма менее 5 баллов!

Если получилось 5–9 баллов, нужно уделить внимание малышу. Поговорить, понаблюдать и подумать: возможно, он просто застенчивый. Если баллов от 10 до 15, нервное расстройство уже есть, но еще не достигло стадии заболевания, преодолевать его можно самостоятельно.

Начинать бороться и искать, что делать, если ребенок всего боится, следует, когда сумма баллов достигла 15–20. Это первые признаки подкравшегося невроза. 20–30 баллов набирают родители, которые столкнулись с серьезной проблемой детского невроза, нужно обязательно обратиться к доктору!

Демонстрация страха

Иногда внешняя картина поведения очень похожа на ужас, но человек не испытывает его на самом деле. Причиной тому – характер, яркие его черты, комплексы, особенности. Чаще всего это характер демонстративного типа, и нередко приходится наблюдать его у избалованных детей, которым позволена яркая экспрессия. Отучить их бояться бывает сложнее, чем избавляться от истинной боязни.

Чтобы отличить настоящую трусость от актерских уловок, направленных на привлечение внимания, обращайте внимание на физиологические признаки, а также поручите разговор о страшилках нейтральному члену семьи, на которого уловки не действуют. Физиологические признаки сильного страха помогут отличить его и от привычки стесняться, и от демонстраций, и от протестов: расширенный зрачок, дрожание рук и тела, потеря ориентировки в пространстве, заикание или потеря способности говорить, плач.

Боящийся может вздрагивать, часто моргать, терять равновесие или иногда и сознание, пытаться убежать, отказываться от диалога, терять контроль над собой и даже драться. Если страх настолько силен, желательно обратиться к детскому психотерапевту.

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить. Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Важно! Никогда не наказывайте детей за то, что они чего-то боятся. Это сформирует новое звено в цепочке и не избавит от проблемы.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере. Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Отдам тебя дядьке! Пугать маленького безобразника чужим дядей, детским домом или собственной смертью – метод неопытных и нервных мам. Нужно срочно взять себя в руки и научиться реагировать более конструктивно.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит. Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка.

Совет против монстров. Секретное волшебное оружие против ночных страшилищ (обычный диодный фонарь) поможет чаду самостоятельно убирать с глаз долой всех комнатных монстров и почувствовать себя настоящим супергероем.

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце». Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Чего делать

Чего боится подкроватный монстр? Как договориться с лешим? Как перевоспитать Кощея? Как обмануть Бабу-ягу? Дети живут в сказках, и до школы большую часть проблем психологического становления можно решить через чтение сказочных историй, волшебные игры и придумывание несуществующих животных.

Проективные методы и сказки

Проекция помогает облечь страхи в некую форму. Как только маленький человек сталкивается с образом, ранее существовавшим только в его воображении, страх постепенно начинает снижаться. В качестве совета: в диалогах и занятиях придерживайтесь уровня восприятия своего ребенка. Не спешите. Вот некоторые стандартные методики для избавления от страхов:

  1. Рисунок «Несуществующее животное», «Страшное несуществующее животное», «Доброе несуществующее животное». Говорите о нарисованном, исправляйте рисунок, помогайте животному отрастить крылья вместо колючек. Страшных монстров можно сжигать или отправлять с балкона на самолете.
  2. Несуществующее животное – лепка. Пластилин – прекрасный материал, который позволяет олицетворить страх, а затем превратить его в нечто доброе и прекрасное или просто размазать в лепешку!
  3. Народные сказки о победе над страшащим объектом: стихией, животным, человеком.
  4. Авторские сказки для проработки современных ситуаций, пугающих ребенка. Если ребенок боится стоматологов, почитайте ему сказку «про крокодила, который никогда не чистил зубы».

Один в поле не воин: детям нужна поддержка

Ребенку очень легко преодолевать любые трудности в своей жизни, когда он чувствует поддержку со стороны самых близких людей. Как поддерживать кроху, чтобы избавлять его от лишних страхов:

  • «Пойдем вместе посмотрим» вместо «Ты уже большой, Посмотри, там никого нет!»
  • «А ты можешь его описать? Какой он?» вместо «Что ты выдумываешь! Нет там никакого чудовища!»
  • «Смотри, у этой собаки ушки на макушке, добрые глазки, а хвостик помахивает. Она не злится сейчас, но мы не будем трогать ее без разрешения» вместо «Не трогай собаку! Укусит!»
  • «А ты знаешь, что в самолетах детям дают специальные наборы с игрушками и угощения? Сейчас попросим стюардессу принести и вместе поиграем» вместо «Как тебе не стыдно, такой большой, а такой трус! Вон мальчик на соседнем кресле спокойно сидит!»

Дружной семье ничего не страшно

Родители, которые проводят с детьми много времени в полезных играх, прогулках, ответах на массу детских «почему» редко сталкиваются с проблемой страхов. Если дошколенку или младшему школьнику недостаточно такого внимания, если он вынужден справляться сам с множеством обязанностей, если родители заняты карьерой, то рано или поздно растущий человечек начнет бояться чего-нибудь.

Стиль воспитания тоже влияет на психологическое становление детей. Гиперопека столь же вредна, как и дефицит внимания. Педагогическая запущенность возникает в обоих случаях. Педагогическая запущенность – это прежде всего недостаток информации. А там, где не хватает сведений об окружающем мире, появляются страхи, реальные или надуманные, собственные или навязанные. Неизвестность страшит детей не меньше, чем взрослых.

Профессиональная помощь

Консультация психолога время от времени нужна любой семейной паре с детьми. Родительский опыт не появляется из ниоткуда. Неплохо, если вы посетите родительскую школу или индивидуальное занятие. Профессиональные знания адресны и уже структурированы. Их не нужно где-то искать и примерять к собственным детям.

Запрещенные приемы

  1. Не внушайте страхи. Не указывайте, что кто-то злой или опасный. Предупреждайте об опасностях аккуратно.
  2. Не акцентируйте внимание на боязни. Не унижайте ребенка перед другими.
  3. Не шантажируйте и не подкупайте!
  4. Не игнорируйте детские чувства, но и не бросайтесь на помощь, когда она не требуется.
  5. Не ругайте! Не стыдите! Не запугивайте!

У родительского страха глаза настолько велики, что юный бояка вдруг предстает перед ними трусом вселенского масштаба. Но еще ни один страх не возник внезапно, без причин. Если даже малыш боится всего на свете, это началось не вчера.

Обычно дошколята ограничиваются шестью–семью основными страхами, которые укладываются в рамки возрастной нормы и корнями уходят в раннее детство. Задача родителей – поддерживать, объяснять, оставаться добрыми и любить без условий.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Ребенок боится. Что делать?

Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.



Что делать, если ребенок боится (темноты, монстров, врачей, собак, шариков и т.д.)? Такой вопрос задают мне достаточно часто читатели «Родной тропинки». И я попросила ответить на него профессионала в данной области – детского психолога, одного из авторов нашей Мастерской игр «Через игру – к успеху» Наталью Баринову.

Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».

Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:

  • практикующий детский психолог,
  • заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • преподаватель детской психологии в вузе,
  • один из авторов вебинаров будущей Мастерской игр 2014 года (раскрою этот секрет).

Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.

Ребенок боится: что делать?

Страх – боязнь, робость, сильное опасение,

тревожное состояние души от испуга,

от грозящего или воображаемого бедствия.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов

Топ- 10 детских страхов.

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

Что такое детские страхи?

Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Причины возникновения страха у детей.

Давайте проанализируем причины возникновения страха:

Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

— В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как избавиться от детских страхов?

Если ребенок боится — что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.

Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.

Типичные ошибки родителей в общении:

Родители говорят: Родители хотят, чтобы ребенок понял: Ребенок понимает на самом деле: Вывод, который делает ребенок:
Не бойся! Не надо бояться! Не смей бояться! Меня ругают
Не страшно! Твои страхи беспочвенны Им — то не страшно! Меня не понимают
Ты же у нас храбрый! Мы верим в тебя! Я хуже, чем они обо мне думают Я плохой
Не будь трусом! Мы тебя ободряем Я – трус! Мной недовольны

Правильно так:

Есть вещи, которые и нас иногда пугают Бояться можно Все чего-то боятся Меня понимают
Мы можем научиться преодолевать страхи Все получится Мне хотят помочь Меня любят

Правила для родителей.

Родителям нужно знать правила :

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.

Анкета для родителей. Страхи.

Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:

— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет

— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет

— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет

— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет

— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет

— Конфликтные отношения между родителями: да-нет

— Психические травмы типа испуг: да-нет

— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье : ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи . Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства . Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее . Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны . Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка . Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Способ 1. Рисование.

Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скаите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.

Способ 2. Сказка.

Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.

Например такую, как у Михаила Андрианова:

Бум-бум-бум

— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.

— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто — то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

— Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике. — Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

— Смотри, смотри.

— Там, занавески.

— Что занавески?

— Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, — предложила Вика.

— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

— Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.

— Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Однако, если же страхи длительно и мучительно преследуют ребенка помочь ему сможет только специалист. Но, в большинстве случаев, понимание и поддержка со стороны мам, пап, бабушек и дедушек способствует тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Публикуя эту статью, я уже заранее знаю, что будут вопросы о том, как связаться с автором. Поэтому по согласованию с Натальей Михайловной даю контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта [email protected]

skype natali020570

А в заключение хочу рассказать Вам еще одну сказку.

Сказка про смелого Алёшу
Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.

— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.
— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.
— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?
Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.
— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.
— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.
— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.
— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!
— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.
— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.
Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.
Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:
— А что это за белые пятна ползали по потолку?
— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?
— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.
— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.
— А какое заклинание? — спросил Алёша.
Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:
Хлоп в ладоши: бах-бабах!
Словно шарик, лопнул страх!
Бяки-буки, ну-ка, кыш!
Не боится вас малыш!
— Запомнил?
— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.
— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.
С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

Дорогие читатели сайта! Спасибо всем, кто активно задает вопросы и участвует в обсуждениях. Желаю Вам успешно решить проблему:). Что еще Вы хотели бы узнать о детской психологии? Какие проблемы Вас волнуют? Чем помогла Вам эта статья? Предлагаю продолжить разговор в комментариях.

Продолжение бесед с детским психологом Вы найдете в статьях:

Что делать? Почему возникает детская ревность? Пошаговые рекомендации мамам, ждущим второго малыша. Сказки — помощницы в решении проблемы детской ревности.

Новорожденный ребенок спокойно реагирует на смену дня и ночи. У него не возникает никаких неприятных ощущений из за отсутствия света. Но, малыш растет и с возрастом его отношение к тьме и свету меняется. Сначала он реагирует на свет, наблюдая за его источником, затем - на его отсутствие. И вот однажды малыш заявляет: «Мама, включи свет, я боюсь спать в темноте». Первая мысль, которая появляется у вас: « никто не пугал ли малыша, не смотрел он страшные мультфильмы, или никто не рассказывал ему страшные истории, не замыкал в темноте?» Действительно, неосознанные ужасы или страдания, которые ребенок почувствовал днем могут превратить ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами. Но ваше удивление может усилиться, если вы поймете, что ничего такого в жизни ребенка не было. Тогда что же это? Кроме непосредственного присутствия психотравмирующего фактора, страх темноты и ночных чудовищ может быть просто «возрастным страхом». Возрастные страхи являются нормой развития ребенка и связаны с уровнем развития его сознания, воображения и жизненного опыта.

Страхи имеют важную охранную функцию. Их смысл в том, чтобы научить человека с осторожностью относиться ко всему неизвестному.

Так, уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном убаюкивали, нежно пели колыбельные, нежили и обнимали. Такое поведение матери по малыша создает для него эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше всего. Именно безопасность и эмоциональная привязанность являются базовыми потребностями, необходимыми для развития ребенка. Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неизбежной опасностью, надвигающейся наносит психическую травму в эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически слабых детей (что часто бывает во время или после болезни). Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникает спазм голосовых связок, последствия чего могут проявиться и днем - голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке начинает прерываться от волнения, становится трудно начать говорить.

До двух лет страхи перед засыпанием существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, и связаны они именно с частыми пугающими сновидениями.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет маму, в комнате должен гореть свет (ночник), двери должны быть открыты, так ситуация остается более-менее контролируемой, а значит безопасной. При невыполнении хотя бы одного из этих условий остается беспокойство, а сон не наступает. Волнение может проявиться не только в связи с ожиданием бандитов, монстров и других «ужасов», но и страшных (кошмарных) снов.

В 5-7 лет дети часто боятся не только страшных сновидений, но и смерти во сне. Нередко во сне детям этого возраста может пригрезиться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения или потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей, который появляется только в младшем школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые и будущие страхи. Это косвенно указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

Как мы уже говорили для полноценного развития ребенку необходимо ощущение безопасности, поэтому игнорировать детские страхи нельзя! То, что взрослому иногда кажется глупостью или бессмыслицей, для ребенка может быть серьезной проблемой.

Почему же у детей появляются страхи?

Появление детских страхов связано с особенностями развития психики ребенка. Ведущая роль в освоении маленьким человеком окружающего мира принадлежит ориентировочно-исследовательском рефлекса или рефлекса "Что такое?", Как назвал его академик Иван Павлов. То есть ребенок должен «ненасытную» жажду новых впечатлений и новой информации. Однако средств (знаний и жизненного опыта) для обработки того потока информации, поступающей к ребенку, действительно не хватает. Таким образом, страхи появляются как форма познания и отражения действительности. При недостатке информации у детей включается воображение, которое пытается заполнить пробелы в понимании того, что происходит. Наполняя каждый раз жизненное пространство ребенка, страхи заставляют его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.

Однако воображение ребенка отличается от воображения взрослого. Детям свойственно рисовать более яркие внутренние картины, и чем больше недостаток информации, тем больше усиливается страх.

Чего нельзя делать если ребенок чего то боиться

  • Не стоит слишком беспокоиться и фиксироваться на страхе, а также акцентировать на нем внимание самого ребенка и окружающих - это укрепляет страх в его позиции.
  • Не игнорируйте чувства ребенка, настаивая на немедленном, безотносительно к его переживаниям, выполнении своих требований.
  • Не высмеивайте ребенка и его страхи, не называйте малыша «трусом». Это может привести к тому, что он замкнется в себе, зациклится на своих страхах и переживаниях.
  • Не ругайте ребенка за то, что он боится, Не рассказывайте ему, что «в его возрасте уже стоит понимать...» или о том, что «если малыш хочет манипулировать родителями, то у него ничего не получится»
  • Не стыдите ребенка. Не заставляйте его страдать еще и от комплекса вины за свой страх.
  • Не заставляйте ребенка преодолеть страх усилием воли.
  • Не пугайте его еще больше: «Не перестанешь бояться, позову милиционера»

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы.

Что нужно делать если ребенок боиться

Ребенку легче победить свои страхи, если она чувствует поддержку со стороны взрослого. Помогите ребенку почувствовать себя в безопасности.
  • Если страх слабовыраженный и проявляется лишь время от времени, то лучше всего отвлечь ребенка, занять его сказкой, интересной историей, поговорить о том, что вы будете делать завтра. Слушая вас, ребенок уснет в хорошем настроении, не зафиксировав внимание на страхе. Много страхов рассеиваются, как дым, если ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.
В большинстве случаев страхи уходят, так и не заявив о себе в полный голос.
  • Если ребенок отказывается спать один, не засыпает, опасаясь, что вы уйдете из комнаты, часто просыпается и приходит к вашей кровати - это означает, что ей не хватает вашего внимания. Начиная с двухлетнего возраста, недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, изменчивость настроения и капризность как средства привлечения внимания. С этой же целью могут быть невольно использованы страхи, возникающие перед сном. Однако помните, что все эти средства ребенок использует бессознательно, поэтому не стоит его ругать или обвинять в том, что он манипулирует. Лучше проводите с ним больше времени. Введите определенный порядок отхода ко сну, например, чистка зубов, чтение книги, вложения в кроватку. Посидите с малышом пока он не уснет. Если он говорит, что ночью придут привидения, скажите: «Призраки, вон отсюда!» И демонстративно проверьте все уголки детской комнаты. Если это не убедит ребенка в том, что в комнате безопасно, расскажите ему историю о «противомонстровом фонарик», который заставляет всех призраков таять, как солнышко заставляет таять снеговиков. Приобретите ребенку свой собственный ночник или фонарик. Пусть малыш сам регулирует включение-выключение света. Это позволит ему чувствовать себя гораздо увереннее. Если фонарик к тому же будет настоящим маленьким другом, таким как Животное-Фонарик, это придаст особой правдивости его волшебным свойствам. Включите свою фантазию, и придумайте сказку о верном друге «коньке-горбунке», который приходил ночью, чтобы защитить всех своим волшебным светом.
  • Апеллируя к сознанию ребенка, говорите с ним «на одном языке». Мир и общение детей имеет свои особенности и свою логику, отличную от нашей «взрослой» логики. Дети не принимают объяснений, идущие от здравого смысла, вроде того, что «вещи из шкафа не могут летать и не могут душить», так как по логике фантазии «вещи все могут». Но достаточно сказать, например: «Эти воришки вещи бессильны, потому волшебный ключик, который открывает дверцу шкафа только с помощью тайного заклинания, надежно запер их внутри шкафа», - как ребенок почувствует себя в полной безопасности и успокоится.
Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах предотвратить многие неприятности.
  • Детей, которые испытывают недостаток родительского внимания, и ночью проявляют это страхами, необходимо поддерживать и внимание не только в тот момент, когда непосредственно возникает страх, но и днем. Позанимайтесь немного с ребенком, поиграйте в активные игры, займитесь чем интересным, скажите ему пару теплых и ласковых слов. День ребенка должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями, тогда и сон будет легким и светлым. Чем больше интересов у ребенка, тем меньше страхов, и, наоборот, чем более ограниченный круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах. Тема, появляющаяся в страхах, перестает волновать ребенка, когда ее поглощают новые впечатления. А с возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов.
  • Для профилактики ночных страхов следите за тем, что читает ребенок, какие передачи смотрит по телевизору, разговоры слушает, и насколько это соответствует его возрасту.
  • Пересмотрите режим дня малыша. Не нужно вкладывать ребенка слишком рано или слишком поздно, иначе она будет слишком возбуждена и у нее нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должен быть всегда один и тот же, но продолжительность самого сна сокращается с возрастом.
Игровые (терапевтические). Попросите ребенка подробно рассказать вам о том, какого цвета его страх, какого размера, формы, как он пахнет и как звучит, в каком месте в теле он «засел» и как он там чувствуется (жар, холод, дрожь). Можно попробовать его нарисовать или вылепить. Затем можно предложить ребенку самому стать страхом, говорить от его имени, спросить чего он хочет или чего боится сам страх. Можно нарисовать то, что пугает малыша на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет победить это существо. Кроме того, о страхе можно составить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, в кукольном спектакле. Это существо, воплощающее страх, может простудиться и уехать далеко к своей мамочке или бабушке, чтобы она ее полечила. Это существо может быть жалким и требовать защиты, тогда его можно пожалеть. Если ребенок не может сам рисовать, помогите ему. Нарисуйте его «страх» со слов ребенка, и найдите забавную новую эмоцию в образе этого воображаемого существа.

Предметные. Если предложенные выше способы кажутся вам слишком сложными, предложите ребенку найти реального защитника: его игрушечного плюшевого собаку-сторожа, которого вы дадите ребенку в кроватку, или плюшевого медведя. Защитить от «страшилки» может помочь завешенная одеялом решетка кроватки. В конце концов, сам ребенок может подсказать способ борьбы со своим страхом, только спросите его!

Когда же страх разобран на составляющие и обсужден в разговорах, бояться собственно и нечего. В случае, если Вы столкнетесь с какими трудностями страхи малыша станут навязчивыми, обратитесь к детскому психологу.

Но главное, помните, что жизнерадостное восприятие родителями жизни, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

Почему малыши боятся других ребятишек и избегают контакта со сверстниками в детском саду и на игровой площадке? Как бороться с проблемой.

Детское стремление дружить и играть со сверстниками воспринимается как норма, поэтому, когда малыш избегает других детей, родители очень расстраиваются. На все расспросы мама и папа чаще всего получают ответ: «Я боюсь». Эта фраза не всегда отражает реальный страх, это просто привычное слово, с помощью которого малыш описывает тот дискомфорт, который он испытывает в детском обществе. Ситуация, когда ребенок боится других детей не редкость, в ней нет ничего страшного, если вовремя помочь малышу.

Насколько важно общение с другими детьми

Ближе к трем годам проблему уже трудно игнорировать, так как от ребенка в этом возрасте ожидают активного взаимодействия. Ситуация усугубляется, если малыша нужно отдавать в детский сад: неизбежный стресс от расставания с мамой усиливается нежеланием быть рядом с другими детьми.

Может, и не стоит пока мучить ребенка – на площадку не идти, а детский сад, по возможности, отложить? На время, возможно, это будет верный выход, но к контактам с детьми надо стремиться. С коллективом сверстников у трехлетки связан новый виток развития:

  • малыш учится выстраивать взаимодействие, независимо от взрослых и без их руководства;
  • принимает самостоятельные нестандартные решения, так как реакция сверстников непредсказуема;
  • испытывает самые яркие эмоции в спонтанной детской игре.

Общение со взрослыми не сможет дать столь бесценный опыт. Получается, что «неконтактный» малыш лишен радостей познания и развития в одном из направлений.

Как вырастить «контактного» ребенка

Конечно, лучше появление проблемы установления контакта с другими детьми предупредить. Для этого надо рано выводить малыша «в свет». С года, когда ребенок только начинает делать первые шаги, высаживать его на площадке из коляски, обращать внимание на знакомых детей, рассказывать, что делают другие детки, а в песочнице учить, как меняться, делиться, проговаривая за ребенка те фразы, которые он потом скажет сам.

Хоть дети и не общаются по-настоящему в этом возрасте, но учатся быть в компании, на близком расстоянии, играя сами по себе.

Табу для родителей: чего нельзя делать, если у ребенка проблемы с общением

Бывает так, что пропедевтика не сработала, или проводить ее уже слишком поздно. Страх уже сформировался – маленький человек игнорирует детей или, в худшем случае, совсем отказывается заходить на площадку. Корректировать такое поведение нужно очень мягко и постепенно, есть вещи, которые нельзя делать ни при каких условиях, иначе вы добьетесь обратного результата:

  1. Нельзя делать акцент на проблеме и противопоставлять неконтактного ребенка другим, хотя и очень хочется объяснить странное поведение малыша, в стиле: «Не обращайте внимания, Ваня у нас на всех деток так реагирует! Он не хочет играть с другими, боится!» Малыш все понимает, вербальная граница, которую мама ставит своими словами, еще больше отделяет его от детского коллектива.
  2. Нужно воздержаться от того, чтобы насильно подталкивать ребенка, который боится других детей, к общению, например: «Хватит ходить за мной, иди к ребятишкам и играй!», так у малыша возникает только отрицательная мотивация, связанная с общением.
  3. Не стоит создавать негативный образ других малышей, даже если произошел конфликт. Высказывания в стиле: «Здесь все дети злые и шумные, пойдем лучше на другую площадку!» не стимулируют ребенка к дальнейшему общению со сверстниками.

Как становятся «неконтактными детьми» и как помочь преодолеть страх

Чаще всего у боязни есть причины, которые по отдельности или в комплексе влияют на мировоззрение ребенка. Выявив почему ребенок боится других детей, можно мягко скорректировать поведение малыша, открыв ему новый мир детского сообщества.

Это требует усилий и последовательности со стороны родителей, но оно того стоит, ведь малыш станет счастливее, увереннее в себе, его мир наполнится новыми красками. Вот самые распространенные проблемы, из-за которых трехлетка плохо идет на контакт со сверстниками, избегает взрослых и и педагогов.

Проблема узкого круга

Нередко ребенок боится других людей, потому что семья ведет очень замкнутый образ жизни – гостей почти не бывает, близких родственников с детьми нет. Иногда узкий круг общения связан с особенностями характера родителей, но чаще уклад семьи меняется с появлением малыша – на каком-то этапе младенец начинает панически бояться чужих или очень тяжело болеть, родители закрывают дом почти для всех, пытаясь оградить любимое чадо от незнакомцев и лишних инфекций.

Папа и мама очень много времени уделяют наследнику, он растет умным и развитым, прекрасно общается со знакомыми взрослыми, но совершенно не знает, как наладить контакт с детьми, потому что они ведут себя по незнакомым ему правилам.

Такой ребенок чаще всего не доволен, когда на площадке много ребятишек, он играет сам по себе, а если кто-то появляется на той же лазалке или горке, то чаще всего ретируется. Он наблюдает за игрой других детей, может имитировать ее, наматывая круги по площадке, смеясь, что-то выкрикивая, как будто он со всеми.

При приближении другого малыша, пытающегося познакомиться, такой ребенок может отпрыгнуть, спрятаться за маму, завизжать, твердить что-то на тарабарском языке. При нарушении личного пространства, он может грубо оттолкнуть или стукнуть. Психологи говорят, что такая агрессия – первый признак выхода на общение, но пока в самой примитивной форме.

Как действовать в этом случае

1. Расширять круг

Родителям стоит расширять свой круг общения и создавать в семье культ дружбы. Для этого не надо кардинально менять свою жизнь, если папа с мамой этого не хотят, достаточно грамотно расставить акценты при общении с ребенком – чаще рассказывать про своих друзей, подчеркивать, как для вас важна дружба, устраивать короткие встречи.

Если папа отправился чинить машину с товарищем, то уместно объяснить, что дядя Леша – лучший папин товарищ, они всегда помогают друг другу, а встретились, когда были детьми, показать фото. Можно на минутку подойти и посмотреть, как они ремонтируют автомобиль. Каждое «Здравствуйте», сказанное мамой соседке расширяет не только ее круг общения, но и демонстрирует ребенку открытую коммуникативную позицию.

2. Посещать новые места

Если малыш боится других детей, надо чаще выбираться в новые места, где будет шанс встретиться с другими ребятами. Однако шумные развлекательные центры или магазины с большим скоплением людей для этой цели не подходят, лучше выбрать детскую библиотеку, где все ведут себя очень спокойно, можно посидеть за столом с другими ребятами и почитать книгу.

Также можно разнообразить свой досуг посещением зоопарка, мини-фермы, музея, игровой комнаты (в те часы, когда там мало детей), развивающих занятий с маленькими группами.

3. Учить общаться с помощью игрушек и ролевой игры

Если ребенку трудно наладить контакт, его надо научить, но не как на уроке, а в интересной ролевой игре отрабатывать самые популярные ситуации (знакомство, в гостях, обмен, очередность в игре) и речевые клише – например, «Привет! Как тебя зовут? Давай вместе играть в машинки (бегать, прыгать)» Ребенок даже не должен почувствовать, что его чему-то учат.

Можно построить игровую площадку из кирпичиков, пусть Зайка или другой персонаж придет на площадку, преодолеет свой страх и со всеми познакомиться. Ребенку легче общаться, если говорит за игрушку. Чтобы игра не надоедала, ее можно разнообразить: машинку приезжает в гараж и предлагает всем по очереди ездить наперегонки, в зоопарке появился новый зверь, но у него пока нет друзей.

4. Найти верного товарища

Если ребенок боится общаться с другими детьми, ему нужно очень много времени, чтобы привыкнуть и перестать нервничать в присутствии ребятишек. Следовательно, лучше найти постоянного товарища для прогулок, а не бегать с площадки на площадку, мотивируя сына или дочь к общению с совершенно незнакомыми ребятами.

В друзья необщительному ребенку подходит спокойный недрачливый сверстник. Когда знакомство состоялось, надо стараться чаще гулять вместе, придумывать для малышей совместные спокойные игры – на первых порах, с участием родителей.

С гостями не стоит торопиться, вначале лучше зайти к друг другу на минутку по делу или с какой-то интересной целью – что-то занести или посмотреть морскую свинку. Потом можно устроить короткий визит. Когда малыш будет принимать гостя на своей территории, надо старательно подготовить место для игры – отобрать вместе игрушки, которыми он готов делиться с другом, лучше, если гость тоже принесет что-то для обмена.

Мамам нельзя уединяться на кухне с чашечкой чай, в первый визит лучше быть рядом с детьми во время игры, чтобы предупредить конфликтные ситуации и использовать драгоценный шанс на подготовленной почве отработать ситуации, возникающие при общении между детьми – обмен, приглашение к игре и т.п.

5. Выступить инициатором детской игры

Если ребенок боится играть с другими детьми – бегает вокруг, интересуется, а контакта нет, то психологи рекомендуют маме самой вступить в игру с другими детьми. При этом нельзя противопоставлять малыша всем остальным («Тогда я буду играть с Ваней и Сашей, а ты стой один»), достаточно сказать – «Давайте играть вместе» и начать простую игру, которая нравится вашему ребенку.

Например, мама называет зверей, а малыши их изображают, или мама мелком рисует полосу препятствий – кружочки, извилистые дорожки, а дети по очереди ее преодолевают. Когда малыш видит, как другие детки делают то же, то нравится ему, что они на него похожи, он перестает бояться. Для первого знакомства лучше не выбирать такие игры, как прятки или пятнашки: в первом случае малыша могут случайно ударить или уронить, а во втором он вынужден будет далеко отходить от мамы, такие моменты могут только усугубить ситуацию.

Проблема негативного опыта общения

Отрицательный опыт, полученный в ходе общения с другими ребятами, может надолго сказаться на детской психике. Например, ребенка обидели на площадке – ударили, отобрали машинку, и теперь он со слезами отказывается туда идти; или ребенку постоянно приходится долго ждать, когда его любимые качели освободятся, плюс играющие не захотели меняться с ним машинками – в результате, малыш обходит площадку стороной со словами: «Занято!», если видит, что там есть другие малыши.

Иногда родители даже не догадываются о скрытых причинах боязни людей, например, после визита родственников малыш отказывается общаться с детьми, хотя никто его не обижал. Оказывается, кузены и кузины без спроса взяли его конструктор и машинки, все разобрали и переставили. Для родителей, это пустяк, а для малыша – это поругание его маленького мира.

Что следует делать

1. Сочинять психологические сказки

Очень хорошо помогают пережить отрицательный опыт психологические сказки. Такие произведения бесценны для анализа конфликтных ситуаций, так как они позволяют рассмотреть проблему как бы со стороны, не возвращаясь к собственному болезненному опыту, эти сказки подходят и для коррекции поведения.

Есть очень много готовых произведений такого рода, но лучше сочинить сказку самой по горячим следам и рассказать в спокойной обстановке перед сном, нежно обнимая малыша, или перед прогулкой, если надо сделать какие-то акценты.

Сказка будет про ребенка, который очень похож на вашего сына или дочку. В ходе повествования двойник малыша должен справиться со всеми трудностями, а обидчик, если таковой имеется, должен оказаться совсем нестрашным. Например:

«Жил да был мальчик, очень похожий на Петю, только звали его Петруша. Однажды Петруша с мамой отправился на площадку со своим новым самолетом. Вдруг подбежал какой-то мальчишка, схватился за самолетик и начал его вырывать. Вначале Петруша хотел заплакать, но потом глубоко вздохнул, сжал руку и просто ответил:

-Нет, это мой самолет!

Слова подействовали на хулигана, и он грустно отошел. Петруша огляделся и понял, что с этим мальчиком никто не хочет играть, потому что он умеет только отнимать. Петруша подошел к мальчику и сказал:

— Давай играть вместе. Я дам тебе поиграть мой самолет, а ты мне машину.

Мальчик очень обрадовался. С тех пор они стали друзьями».

2. Заменить отрицательный опыт на положительный

Если ребенок боится других детей и отказывается идти к ним, не надо настаивать. Постепенно болезненные воспоминания сглаживаются, и можно зайти на площадку на минутку, с определенной целью – покачаться на качелях, скатиться с горки, не настаивая на контакте с детьми.

В ходе этих коротких визитов нельзя оставлять ребенка без присмотра, оберегать, предупреждать конфликтные ситуации, показывать, что никто не заберет у него игрушку и не будет приставать, если он не захочет и выскажет это словами. Основная цель на этом этапе — поскорее заменить отрицательный опыт и эмоции на положительные.

3. Создавать позитивный образ других детей

Не сравнивать, а использовать любой шанс, чтобы рассказать о знакомых детях и маленьких родственниках, с которыми ребенок уже сталкивался или с которыми только предстоит познакомиться. Например, надевая подаренную родственниками курточку, можно заметить: «Посмотри, какую красивую курточку с машинкой тебе подарил Максимка, он ее носил, когда был таким, как ты, а теперь он уже большой, ходит в школу. Помнишь, как Максим играл с тобой в мячик?»

На площадке сразу обращать внимание на детей, рассказывать, что они делают, как им весело, подходить вместе к знакомым, здороваться, если ребенок не против. Такая практика поможет избежать и другой проблемы — .

Проблема низкой самооценки

Очень часто к ребенку предъявляются завышенные требования, его постоянно сравнивают с другими ребятишками. Маленький человек, слыша расстроенные замечания мамы, начинает верить в свою несостоятельность, не подходит к другим детям, думая, что они лучше, что у него не получится то, что делают остальные.

Иногда самооценка может страдать от независимых от родителей факторов – например, если у ребенка есть приличная задержка речи, малыш ощущает дискомфорт, потому что его не понимают другие, может замкнуться, начать избегать сверстников.

Есть родители, которые подспудно внушают малышу, что он ничего не может сам. Они все за него решают, в том числе, в детской сфере; на площадке мама не отпускает подросшего ребенка ни на шаг, она выбирает, на какой карусельке покататься и к какому мальчику подойти. В результате, мальчик или девочка постоянно ждет указаний, в таком контексте отношений с другими детьми не построить.

Что нужно предпринять

1. Повышать самооценку ребенка

Сына или дочь надо чаще хвалить особенно в присутствии других людей. Однако хвалить не просто так, а за выполненное дело. Для этого, на первых порах надо давать доступные задания, с которыми он обязательно справится. В ходе выполнения можно поддерживать словом («Еще чуть-чуть, я верю, что ты справишься») или дать короткую инструкцию («Отстегни липучку, и тогда рука вылезет из рукава»), но не вмешиваться – ребенок должен почувствовать удовольствие от дела, завершенного самостоятельно.

2. Использовать лестницу успеха

Психологи, знающие что делать, если ребенок боится других детей, советуют с попробовать лестницу успеха. Суть состоит в том, что ситуация, например, «Знакомство» раскладывается на несколько маленьких шагов, за каждым из них следует маленькая персональная победа.

  • Скажи первым «Привет» и улыбнись другу, с которым ты встречаешься каждый день.
  • Скажи «Привет» и улыбнись соседской девочке, если мы ее встретим в лифте или на лестнице.
  • Если увидишь знакомого на площадке, скажи первым «Привет» и улыбнись.
  • Скажи «Привет» и улыбнись ребенку на площадке, которого ты не знаешь.

Каждый шаг обсуждается заранее, но в момент контакта мама не подталкивает любимого сыночка и не бранит, если он ничего не сделал, допускается лишь одобрительный мотивирующий взгляд и собственный пример. Если ребенок сделал маленький шажок, то дома мама вспоминает о смелом поступке малыша, делает акцент на том, как понравилось приветствие и улыбка другому ребенку, не скупится на похвалу.

3. Совершенствовать навыки ребенка

Ребенок лучше идет на контакт с другими детьми, если он чувствует, что он будет среди них успешен, поэтому родителям нужно развивать малыша в разных направлениях — учить лазать, прыгать, ловить мяч. Мальчик с большой охотой полезет на лазалку с другими детьми, если он хорошо это умеет делать; не испугается погонять мяч с мальчишками, если это для него привычное действие.

Если родители познакомят свое чадо с простыми играми – «Съедобное-несъедобное», «Светофор», прятки, пятнашки, «Белки на дереве», различными ролевыми играми, то ребенок не будет чувствовать неуверенность и страх от того, что он незнаком с тем видом деятельности, в который вовлечены остальные дети.

Перед детским садом лучше научить трехлетку элементарным навыкам самообслуживания – есть ложкой, одеваться; воспитатели обычно ставят в пример деток, которые это умеют делать, другие дети будут смотреть на вашего малыша с уважением, а он будет чувствовать себя увереннее в детском коллективе.

4. Давать возможность проявлять инициативу и принимать решения

Необходимо выделить из повседневной жизни те моменты, в которые ребенок может проявить инициативу – например, выбрать, чем заниматься после обеда, на какую площадку пойти и что там делать. Вначале выбор может быть между несколькими опциями, чтобы облегчить малышу задачу.

Проблема раннего детского аутизма

Есть малыши, которые полностью отгораживаются от внешнего мира, это состояние называется ранним детским аутизмом (РДА). Такой ребенок с младенчества не тянется к маме, не смотрит в глаза, предпочитает сидеть один, может часами выполнять одно и то же движение. Даже если поставлен такой серьезный диагноз, родительская любовь и терпение и систематические занятия с психологом значительно могут скорректировать поведение.

«Есть контакт!»

В одноименной забаве, чтобы выиграть, нужно установить мысленный контакт с другими игроками. Чтобы справится со страхом, такой же контакт должен быть между родителем и ребенком. Трудности в общении, которые испытывает малыш, — это не причина для паники, надо просто проявить эмпатию, быть на одной волне с малышом, выяснить в чем проблема и мягко помочь с ней справиться.

Только не надо слишком увлекаться, родители должны не забывать, что не все ребятишки активные и шумные, стремление малыша к уединенной игре может быть особенностью характера.


Самое обсуждаемое
Что надеть летом на вечернюю прогулку? Что надеть летом на вечернюю прогулку?
Как отбелить мех песца от желтизны в домашних условиях Как отбелить мех песца от желтизны в домашних условиях
Новогодние игрушки своими руками Самостоятель-ная практическая работа Новогодние игрушки своими руками Самостоятель-ная практическая работа


top